- или -
Вы можете войти, используя Google Authenticator или Яндекс.Ключ, если предварительно настроили их в личном кабинете.
Очень часто пользователи регистрируются, используя вход в один клик и не задают пароль в принципе, впоследствии думая, что забыли его. Если это точно не ваш случай, то введите емейл, под которым вы регистрировались.
Заполните поля ниже, чтобы создать аккаунт.
Гиперказуальность в квестах или как практики гейм-дизайна едины для всех.
17.09.2024 на квест Дикий запад (Алкогольный квест) (Санкт-Петербург)Это нетипичный обзор, т.к. и квест нетипичен. Тут я скорее хотел бы раскрыть структуру, чем оценить квест в своей манере. Но перед этим конечно же надо поразвозить и пофилософствовать.
Кто не знает, рассказываем. Вообще в чём прикол квестов в целом? Да даже не квестов а игр с точки зрения биохимии мозга и почему нам всем это так нравится.
Условно есть задача. Любая. Её надо решить. Чтобы её решить, нам надо поломать немного голову и найти решение. Когда мы её решаем - мозг нас награждает всплеском дофамина.
Дофамин — это химическое вещество, которое вырабатывает наш мозг, когда мы предвкушаем удовольствие или ожидаем вознаграждения.
Собственно любые игры на этом построены и квесты не исключение.
Гиперказуальный жанр игр - это те самые, как может показаться по многочисленным рекламам в интернете, игры для дураков. В основном имеют уровневую систему, где каждый уровень проходится максимум за 10 секунд. Как показала практика, даже простейшие задачи вызывают всплеск дофамина, что сделало эти игры очень популярными по всему миру.
Так вот. Первая мысль от прохождения этого квеста была - что за гиперказуалка? Это не потому что задачи внутри игры были простыми. Тут ребята подошли по-другому к подходу вознаграждения:
- Реши головоломку
- По решению головоломки получи код
- Открой этим кодом ячейку с наградой (алкогольной)
В квесте нет понятия проигрыша. Есть понятие того, сколько награды ты заберёшь игровым путём. Причём если время закончится и ты по какой-то причине не сможешь пройти эту игру - администрация откроет оставшиеся ячейки и ты не останешься обделённым.
Мне понравилась данная концепция. Она необычная. Она противоречит хочу развития квестовой индустрии, которая старается идти в количество комнат, технологичность заданий и спецэффектов.
Она показывает, что Эскейпрум, который имеет скромные размеры, может быть весёлым и не после которого у тебя нет вопросов. Для разнообразия рекомендую посетить. Данный проект перевернёт некоторые устоявшиеся предрассудки касательно небольших квестов и устоев касательно заданий.
Час ценою в несварение или сказ о том, как у организаторов в край отъеднули тормоза.
09.05.2024 на квест Сделка с Дьяволом: Час ценою в жизнь! (Гродно)Каждая поездка в квесты за территорию столицы - это лотерея. Как минимум для меня.
Как и в любой лотерее - ты чаще проигрываешь, чем выигрываешь. Но мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус. Выбрался я в Гродно на поиски годного проекта (спойлер, нашёл), но с этим не сложилось.
Вообще Гродно и Брест - прекрасные города. Но как на зло в таких прекрасных и красивых городах зародилась максимально чёрная сторона квестовой индустрии. Минутка предыстории:
Куба в своё время отхватила заброшку. Люди на это походили. Впечатлились.
И организатор решил - “Отлично! Нахер качество! Главное - размер!”. И на этой ноте началось.
Глядя истории "Кубы" можно наткнуться на видосы, как организатор на полном серьёзе рассматривает откровенные помойки, чтобы вписать туда новый “гениальный сюжет".
В какой-то момент "Кубе" стало мало места в Бресте и она решила взять под бомжатский контроль ещё и Гродно.
Почему мы тут говорим про "Кубу"? А потому что Куба была единственным организатором на западной части. Пока не начали окталываться сотрудники, которым было интересно работать и развиваться в направлении квестов, но куба ничего нормальному не научила ни своих сотрудников, ни клиентов двух городов.
Как итог - почти все проекты Бреста и Гродно (на которых я был) сделаны по одной схеме:
А теперь про этот проект и куда улетели тормоза. Этот проект очень похож на "Полуночного Человека" от организатора "Клэвис". Концепция почти 1 в 1 (хмммм. Связано ли это с тем, что организатор ранее работал у Клэвис? Интересно….)
Грубо говоря вы ходите по заброшке (помойке) и вам надо собрать Ν предметов чтобы вызвать Сатану.
Всё это время Вас будут отвлекать (нас даже не пугали) 2 актёра, которые были в каких-то медицинских комбезах одноразовых.
После того как ты собрал все предметы и призвал сатану - пришло время испытаний.
И на этом моменте тормоза летят в кювет, но об этом в конце:) Читайте рецензию:
О таких вещах как помыть руки, лаундже или чем-то подобном - речи вообще не идёт. Это Запад детка. Тут главенствуют помойки!
Да ещё с мусорки было бы неплохо мебели выкинутой натягать, чтобы типа обставлено было, но это всё мелочи.
В квестах этот цикл выглядит как: Поиск задачи → Поиск решения задачи → Решение задачи
После решения задачи - тебя отправляют к другой задаче ( дают элемент, который поможет понять где или что тебе надо искать)
Эндорфины вырабатываются из-за того, что происходит обман мозга. Перед тобой стояла задача или маленькая цель, которую ты упорным или не очень трудом преодолел и мозг тебя наградил. Работает в любой игре без исключения.
Так вот игровой цикл в этой игре - ты находишь карточку, на которой написано, где тебе надо искать следующую карточку. Т.е. ты находишь нужные предметы просто по факту. Без каких либо трудностей. Опять же даже актёры не пугали. Просто гуляешь по заброшке.
К примеру я чуть не получил в ухо электрошокером. Вот по таким 10 из 10 стандартам работают в других городах:)
Потом ты приходишь в игру и получаешь что получаешь.
После игры выходишь к администратору, а администратор же просто делает свою работу.
Поэтому скажу, что администратор просто обычный.
И вот мы дошли до испытаний. Держите СПОЙЛЕРЫ РЕБЯТА!
Если не хотите спойлеров - бегите.
К нам заваливается Сатана со своими помощниками и решает сыграть с нами в игру. Вернее даёт нам 10 испытаний.
Если до этого играть было скучно, то на испытаниях стало кринжово. Это сопровождалось актёрской игрой и сутью самих испытаний.
Топ испытаний, которые уничтожили оценку квеста:
И вот в такие моменты думаешь, а чем думают ребята, которые считают, что это нормально и достойно, чтобы предлагать это людям и просить за это деньги?
Тем более хочу отметить, что квесты периферии нихера не дешёвые. Все орги предлагают свои “игры” за столичный ценник, хотя по факту квесты выглядят не более, чем детский розыгрыш на заброшке.
Это комерческие проекты в большинстве своём построенные на халтуре. Практически без инвестирования хотя бы минимального адекватного бюджета (никто не говорит про деньги. Время хотя бы инвестируйте своё)
Сценарки нет. Актёрки нет. Геймплея нет. Всё грязное, поломанное. Если ты не впечатлительный, то вообще нехер делать на игре от слова совсем. Игре нечем зацепить и нацелена тех, кто будет дудонить в штаны просто при виде заброшенного здания.
Заброшенные здания сдаются за копейки в аренду. У нас квесты за цокольные помещения в Минске в разы больше отдают в месяц.
Получается, что затраты на постройку квеста - поиск заброшки за 3 покейки и 10-ок раз съездить на крупногабаритный мусор за мебелью, а стоимость игры - как в столице и дороже. Прекрасная схема!
Самое страшное, что у организаторов нет понимания, что всё же квесты находятся в разделе сферы услуг. Это развлекательные услуги, которые +- имеют регламент по безопасности, по санитарным нормам и по сервису. Да, он не описан в одном разделе “Квесты”, но в случае чего аналоги откуда подсосать нормы быстро найдут. И профессионалы на то и профессионалы, что понимают специфику того, что они делают, пользуются и адаптируют методологии для достижения наилучшего результата и главное делают это так, чтобы потом штрафов размером с 9-ти этажку не выплачивать.
Просто представьте, если бы кинотеатры и детские развлекательные центры так же выглядели и работали? Почему-то в других местах клиенты не позволяют так себя обманывать?
А может пора глаза раскрыть? Может надо перестать жрать говно и говорить что вкусно? Может быть надо как-то намекнуть, что не всё позволено делать в отношении клиентов?
Вроде прикольно, но послевкусие странное.
26.03.2024 на квест СПЕЦВЕРСИЯ Мастерская кукол (Минск)Как обычно получается, что моё мнение непопулярное. Все ставят 10-ки, а я занижаю.
Зажрался? Возможно. Было ли это настолько круто? Посмотрим.
Эта рецензия будет состоять из трёх частей:
- Концепция идеи
- Игра
- Насколько реализация соответствует заявленным целям
Глава 1: Концепция идеи.
Так получилось, что мне скидывали концепцию данной задумки с вопросом “Как тебе?". Интересовались сами организаторы данного мероприятия.
Концепция:
“Мы приглашаем актеров топовых перформансов Москвы (Лечебница святого Авена, Обряд, Туман, Белый шум 2 и др.). Ребята специально для нас сделают спецверсию квеста, все отрепетируют и отыграют в новой локации от компании "QuestHouse". Т.е. у нас будет уникальный сюжет с полноценным интерактивом и контактом специально для нас (не хотите ехать в Москву? Москва едет к вам!). Обращаем внимание: такие спецверсии для Москвы - это норма, они регулярно проводятся на разных локациях от разных актеров, т.е. опасаться, что “ой, а как они в чужой локе без загадок” не нужно. Практика показывает, что загадки на хорошем перфе не обязательны. Вообще. Совсем. Акцент на взаимодействии с актерами, а не на поиске шифров."
Дублировать сюда переписку смысла нет, но обдумав концепцию, а также задав несколько уточняющих вопросов я сформировал обратную связь:
1. Нет чёткой цели. Подобная идея может сопровождаться тремя адекватными целями, где можно придерживаться одной из: Изменение потребительского спроса, Заработок, Изменение состояние перфомансов через демонстрацию подобной игры организаторам и актёрам.
2. Сам организатор не закладывал целью заработок. Всё шло на ЗП актёров и покрытие расходов.
Изменение потребительского спроса через 24 игры не делается, тем более большая часть игр забронирована организаторами.
Изменение подходов к созданию квестов не произойдёт также, т.к. всё же проблема рынка в спросе. Пока клиенты принимают Петра, Монашку и Ктулху - Петя, Монашка и Ктулху будут существовать.
В ответ на обратную связь я получил чёткие цели организатора. Это важный момент, т.к. от этих целей будет оцениваться реализация:
Целью было - показать людям, что существует другой вид перфоманса, который не заключается только в БУ эффектах, трёх-четырёх заезжанных образов персонажей-пугалок, а также проверить спрос на “новый” формат игры.
Новый формат заключался видимо в интерактивных персонажах, которые ведут себя в рамках образов, но не ограничены скриптами, что позволяло бы игрокам разгоняться как им угодно и игра бы подстраивалась под них.
А также, что работа над сценарием, сюжетом и актёрской работой - гибкая вещь, которая не требует больших финансовых вливов. (Касательно сюжетов и и поведения актёров в рамках сюжетов можно вообще отдельную статью писать)
Также делалась большая ставка на то, что в Москве часто делаются спецверсии и это круто и ребята профи в своём деле - К оценке этого тезиса мы вернёмся в момент оценки самой игры.
Глава 2: Игра
Как и было заявлено, актёры из Москвы в количестве 4-ёх штук прибыли в Минск, чтобы подготовить спецверсию, о которой было известно заранее. Игра на это мероприятие по понятным причинам стоила дорого (200р за команду 4 человека + доплата за доп участников).
На этом моменте стоит сделать паузу. Взаперти с 2017-го года занималась проведением Выездных квестов и занимается этим по сей день. Нарративным и Игровым дизайнером выступаю я, поэтому со спецификой формата выездных квестов с участием актёров я знаком, так что фразы из разряда “Ну сложно сделать интересные задания внутри игры” не принимаются. Продолжим.
Из плюсов:
Ребята очень хорошо поставили свои кат-цены (сцены, где актёры взаимодействуют друг с другом)
Ребята профессионально работают с контактом. Я видел подобные трюки когда работал в СПБ и это на самом деле круто. Игроки, которые хотят боли, получают свою боль без всяких садин и выходят абсолютно довольными. Риски по нанесению нежелательный увечий минимальны.
Вкину сразу своё имхо: профессиональный болевой контакт выглядит со стороны нелепо.
Мы общаемся с персонажем в комнате, а он крутит в руках игрока из моей команды, давит на болевые точки и пересчитывает рёбра. Смотрится в общей картине, будто персонажу нечем занять руки, хоть попыт со спинером ему дайте.
Непрофессиональный болевой контакт выглядит более естественно. Собственно поэтому он и опасен. Допустим очень атмосферно играя в квест на тему тюрьмы с режимом ХСБ, получить по ноге резиновой дубинкой. Но подобные удары от плеча делать очень опасно. Можно попробовать нащупать середину между профессиональным + некрасивым контактом и красивым + небезопасным, но куда проще просто принять тот факт, что боль в квесте - лишняя вещь, а для мазохистов можно найти и более подходящие варианты досуга. Тем более не будем забывать, что боль в квестах появилась тогда, когда появились организаторы, которым не хватало фантазии напугать или погрузить атмосферу по-другому.
И вот на актёрке друг с другом и профессиональном контакте, плюсы игры заканчиваются.
Игроки выступают в роли наблюдателей.
К сожалению, важный аспект создания игры был забыт. Игрок - двигатель сюжета. Тут же игра стала скучной ровно в тот момент, как нас поймали.
Обещанные актёры Московских перфомансов, которые способны поддержать любой разговор, не отходили ни влево, ни вправо от скриптов. Пытаешься навязать разговор - они всеми силами пытаются вернуть его в то русло, где они продолжают играть в игру, а ты просто смотришь.
И тут можно было сказать, что это квест-иммерсивный театр, но данный тезис тоже далёк от реализации. Иммерсивным театром был замечательный Маскарад от S61. Это же просто демонстрация поставленных заранее кат-сцен без реально заложенного полноценного взаимодействия и интерактива.
Глава 3: Реализация и соответствие её заявленным целям
Если уже сравнивать эту игру с нашими квестами, то может сложиться ощущение, что в Минске всё очень хорошо, ведь:
- Есть ИГС, после которого выходишь с отменными эмоциями.
- Есть Убийца из Уайтчепела, который очень интерактивный на взаимодействие с персонажами
- Есть Междустенье, Кошкодёр, Эксперимент, Картель - где Ты буквально главный герой.
- Закрытые Объект, Чистилище, Афганистан, Сталкер
- Да в какой-то степени квесты Кубы были интереснее этой спец версии, хотя там тоже актёры просто шатаются по пустой локации.
А это большая проблема, ведь цель данной акции стояла чёткая:
“Показать людям, что есть варианты. Что квест может быть другим”, а к сожалению получилось скучнее, чем в среднем у нас заведено.
Да, красиво.
Да, ребята отлично актёрят, но наши топовые перфомансы имеют актёров не хуже.
Единственное, что отличает их - болевой контакт. Но это не тот профессиональный навык по которому прямо надо мериться. Большинству организаторов Минска это не нужно и слава богу.
Итог:
Если всё так плохо, то почему стоит оценка 7, а не 2-3-4?
Плохо в реализации. Плохо в позиционировании. Плохо, что идея не соответствовала цели изначально, а цель была продумана поверхностно.
Если разбивать игру на компоненты, то:
Актёрская игра - ребята играют хорошо. Виден опыт. Просто не было вау-эффекта, которого возможно ждал от сотрудников квестовой столицы.
Контакт с болью - виден прямо профессионализм. Ребята молодцы.
Сервис и Локация - огромная заслуга девочек из Quest House.
Подкачал сюжет.
Подкачал интерактив.
Подкачала роль игрока в сюжете и пассивность игры.
Но это не делает игру сразу омерзительной. Игра просто не продемонстрировала обещанный “другой вид перфоманса” и в целом не продемонстрировала игру, ведь придя играть - мы играем, а не стоим и смотрим как играют другие.
Про сложности уживания двух квестов в одном теле
01.03.2024 на квест Идефикс (Минск)Вообще тут не будет моего стандартного обзора со всеми деталями. Эту игру сложно оценивать, поэтому я и не буду этого делать. Один фиг мои оценки не учитываются в рейтинг.
Я просто хочу рассказать про проблемы игры, но и подсвечу немного плюсов.
Самая главная проблема заключается в том, что это попытка вывести Детский Мистический квест в состояние перфоманса для взрослых.
Сразу скажу, что выводить Взрослые квесты в детские в разы проще, но, когда делаешь в обратном порядке, это требует больших сил, которых тут со стороны организаторов (не исполнителей) явно предоставлено не было.
Многие детские квесты делаются с допущениями, что в квест будет играть определённая целевая аудитория. Из-за этого могут быть неточности в сюжете, задачи ради задачек, упрощения в локации и декоре (т.к. дети 1 хрен всё разрушат) + сам квест маленький.
В Идефиксе попытались вписать новый сюжет и добавить прямо разговорного перфоманса, но обстановка некоторых помещений просто сбивает с сюжета и путает. И эта обстановка - не относится с сюжету Идефикса. Это то, что перекочевало из сюжета детского сценария.
Загадки в квесте также многие взяты из детской версии. Они упрощённые, однотипные и практически не связаны с сюжетом, потому что делались изначально для детей.
На собственном опыте знаю что такое работать не со свободной планировкой, где ты можешь всё придумать как ты хочешь, а с уже распланированными комнатами изначально, да ещё и обставленными в определённый набор из декораций и загадок. Это очень сложно и это очень сковывает. Не каждый опытный дизайнер квестов берётся за такое, а чтобы вписать новый сюжет уже в существующий и чтоб смотрелось гармонично и логично - нужно прямо иметь вагон креативного навыка.
Тут это дело ещё и усложнялось, что вписывался взрослый сюжет в детский квест. И результат вышел в целом нормальный, но явно не на тот уровень, на котором квесты должны выходить в 2024 году. Это скорее будет отсылка в 2016-ый год, но с разговорным взаимодействием с актёрами.
Усугубляет всю ситуацию и неадекватная стоимость игры, которая ни разу не соответствует её качеству. Хоть я и понимаю, что такая стоимость в первую очередь обусловлена арендой и количеством персонала, но на общем фоне можно получить игры в Ν раз качественнее и интереснее за стоимость такую же и ниже.
Чтобы не показалось, что игра получилась где-то на уровне с Проклятьями ктулху и Зовами монашек, я конечно же расскажу и про плюсы:
По итогу получат свои эмоции, а не будут весь квест сидеть в слезах и соплях в углу друг у друга на шеях и ничего не увидят в игре.
Подведём итоги:
Для ребят в приоритете находится детский квест. Идефикс - скорее как доп, чтобы денег подзаработать (чего греха таить).
Для детского квеста (раз он изначально и планировался) всё сделано вполне добротно.
Для взрослого квеста надо сделать ещё много работы и работа эта сложная.
Идефикс подойдёт неопытным игрокам и самым настоящим трусишкам, которые хотят поиграть хоть во что-то стрёмное.
В Идефиксе есть что порешать и с кем поговорить.
Как по мне, решение переделать детский квест в Идефикс - лишнее. Рынок получил просто дорогой квест, который явно отсылает в 2016 год. Ему будет сложно конкурировать на рынке с Сондерами, Квест хаусом и Мышами. Куда лучше бы зашло просто наличие детской мистики без попыток подзаработать на взрослой аудитории.
Наверное стоит платить за коммуналку вовремя. Сотрудники ЖКХ дофига злыми оказались.
16.02.2024 на квест И гаснет свет (Минск)Подрастерял я свой писательский задор, ведь я даже не знаю с чего начинать данный обзор на игру.
КвестХаус вроде бы сделали свои дебютные игры хорошо, но сказать, что я прямо ждал от них что-то новое - не могу. Игра получилась хорошей, но писать в первых строчках “ЭТО ТОП ЗА СВОИ ДЕНЬГИ ИДИТЕ 100% НЕ ПОЖАЛЕЕТЕ” - ну такое себе. В целом я это уже написал, поэтому сразу пойдём на разборчик, чтобы ответить с какой стороны в индустрии что-то проломилось.
Для остального рассказа важно уточнить: Квест Хаус реально сняли целый дом (2-эт) и строят там квесты. Символично с учётом названия. Квесты расположены по подъездам на этажах.
Исходя из масштабов, ребята стараются над сервисом с точки зрения уюта. Помещение в шикарном ремонте, туалет присутствует (как жалко, что судить уже приходится вот такими категориями в Минске), удобные диваны. Всё сделано как в дорогущем заведении и это вызывает необходимость периодически поднимать челюсть с пола.
Отдельным элементом сервиса является удар в технологичность и футуризм. Бесконтактная встреча игроков - слишком новая тематика, которая с порога окунает в ощущение киношности.
Ну и по заветам некоторых людей - сенсорные самооткрывающиеся мусорки. Ребята упоролись настолько, что даже на мусорках экономить не стали.
Итог: ЭТО ТОП ЗА СВОИ ДЕНЬГИ ИДИТЕ 100% НЕ ПОЖАЛЕЕТЕ
А если серьёзно, то КвестХаус кинули серьёзный вызов всем. Грубо говоря провели по губам каждому, кто есть на рынке.
Сервис - из-за красоты, ремонта, уюта и технологичности затмевает Классических организаторов, которые делали немалый акцент на сервис. КвестХаус, хоть и делает страшные квесты перфомансы, показал что страшилки могут не только соответствовать рынку по Сервису, но и поднять его. В этом деле всё зависит от желания организатора и тут видно, что желания было очень много.
Перфоманс - квест интерактивный. В квесте присутствуют осмысленные персонажи. Квест пугает не скримерами и криком, а атмосферой и киношностью. В этом Квест Хаус перешли дорогу всем кричащим девочкам в платьях и болванчикам в балахонах, но и вырыл яму самим себе, ведь у самих есть квесты с условными девочками в платьях, да ещё и планку надо держать (а лучше продолжать преодолевать)
На наших глазах, в эпоху гонки за пробитие дна, КвестХаус решили пробить потолок квестовой индустрии. Отразится ли это на рынке и конкуренции? Увидим.
Однозначное спасибо организаторам, что это случилось. Прямо глоток свежего воздуха на рынке душных подвалов.
А так вот какого заподного кукловода надо было остерегаться?
04.11.2023 на квест Кукловод (Минск)“О! Это ещё один обзор от Никто на "Кубу"? Давайте почитаем! ЧТО?! 7? Какого чёрта?"
А вот какого - сейчас и разберёмся. Сразу скажу, что в обзоре не будет ничего, что было в Петре, т.к. "Куба" не дала возможности прочувствовать это снова. Связано это с рассмотрением ошибок или просто так совпало - не знаю, но результат на удивление удовлетворительный.
По понятным причинам, сравнение "Кукловода" будет происходить через призму "Петра", ведь организатор "Куба" не любит, когда сравнивают с рынком:)
А теперь про остальное. В своё время Пётр располагался у черта на куличках. Новая локация кубы находится очень удобно. Добраться можно даже пешком от ст.м Институт Культуры и ст.м Ковальская Слобода. Для ленивых - можно подъехать. Также можно подъехать вполне комфортно от Площади Ленина. - это жирный плюс.
Дверь оклеена брендированным плакатом, поэтому не потеряетесь и вход имеет свой отдельный, что также заношу в +
Помещение оттапливаемое, поэтому играть должно быть комфортно и в майках, но справедливости ради сейчас на улице ещё тепло, поэтому сказать, как это будет зимой - сложно. Надеюсь, что будет также комфортно.
Грязь - щепетильная тема для многих, поэтому скажу сразу - Квест чистый. Не было такого, что чего-то было неприятно касаться, кроме пары моментов, но там и искать Вам ничего не надо, но думаю при первой-второй уборке те полки протрут.
Гостевая зона - просторная. В минус запишу, что она вырвиглазно тёмная. На старте игры ОКЕЙ для атмосферы (с тем НО, что надо подписать листик и это делать затруднительно), а вот после игры, когда игрокам захочется попить водички и нужно будет собираться - свет всё же надо им предоставить.
С одной стороны - а чего тут нелогичного? В квесте 98% темноты на локациях.
С другой стороны - игрокам дают фонарик, стилизованный под лампу со свечкой, что позволяет всё везде осмотреть и при осмотре становится грустно.
Под задачами подразумевается не наличие головоломок в игре, а именно задачи игроков внутри игры (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные задачи, которые двигают сюжет и игроков по игре).
Долгосрочная имеется. Не понятно правда зачем она.
А вот среднесрочная также имеется. 1 на весь квест, которая приведёт к решению долгосрочной задачи.
А вот краткосрочных вообще нет, что превращает игру в простое шатание по локации в поисках предметов для решения среднесрочки. Из-за этого игра на каких-то этапах становится скучной.
Актёры контактные и разговорные. С ними можно общаться и они отлично отзываются на импровизацию. Запоминают Ваши слова и действия в игре и даже от этого меняется их отношение к тем или иным игрокам.
Вот тем, кто хочет интерактива - этот квест подойдёт. Как я уже писал в отзыве - я пытался навязать диалог каждому персонажу и не был разочарован.
Персонажи, не настроены к Вам враждебно, поэтому их бояться не придётся.
Они скорее на грани серой морали находятся.
Это всё решается опытом + проведением дополнительной работы с персоналом.
Вопрос, которым задавался я, когда шёл на игру - “а всунут ли сюда огонь?”. К счастью здравый смысл восторжествовал и подобной хрени как минимум в этой игре не было.
Теперь у меня появился другой вопрос - а что по игре на 12 человек? Во время игры казалось, что и 3 человека - много, т.к. каждый из нас в какой-то момент просто остался брошенным - сокомандников разделили и увели, актёров рядом нет, если остался без фонарика, то просто стой тупи в темноте.
Если вопрос решается увеличением числа актёров - это хорошо, но тогда локация наверное будет тесной под такой число человек.
В общем, если подводить черту - средняк. Актёрка прикольная, игра сама по себе нудноватая. Советовать её бы наверное никому не стал, но отговаривать поиграть не буду.
Самое ёмкое описание данного проекта - ну норм. Можно с актёрами прикольно пообщаться.
На этом наверное рассказ можно и закончить. Спасибо за внимание!
Вестерн: Однажды в Аризоне VS Дикий Запад: Золотая Лихорадка (часть 2)
29.07.2023 на квест Дикий Запад: Золотая лихорадка (Минск)Продолжаем битву Диких Западов. Часть 1 вы можете найти в Рецензии к Квесту "Вестерн: Однажды в Аризоне".
Там мы комплексно посмотрели на ту игру, а в этой рецензии разберём "Золотую Лихорадку" и подведём итоги.
НАПОМИНАЮ! В сравнение не входят Сервис и Расположение квестов. Смотрим только на игровую декомпозицию. При этом Сервис указан в обзоре для полноты картины
Гостевая зона неоправданно просторная. Вообще, простор - это самое ключевое отличие этих двух квестов. В лаундже есть вешалки для верхней одежды, локеры для личных вещей, сидячие места, вода и чай.
С точки зрения взаимодействия с клиентами, игры на Гурского проводит Владелец этой локации, поэтому общение с этим Администратором отличается особой добродушностью.
По моему опыту наёмные сотрудники зачастую холоднее в общении, чем хозяева заведений.
Комнаты, в силу простора, обставлены более детально и крупно, что даёт своего объёма. В каждой есть интересные тайники и детали.
Комнаты нас погружают в несколько разных по сюжету локаций "Дикого Запада".
Ну что же я могу сказать?
А теперь немного сравнения и выводов.
+ получает "Аризона" за эмоциональную концовку.
Вывод:
Подойдёт: новичкам и игрокам, которые желают именно прорешать квест. Классическим классикам, которые любят погрызть головоломочки.
Подойдёт: более опытным игрокам, которые уже нагрызлись головоломок и больше смотрят в сторону повествования.
От себя, ещё раз проговорю:
Оцениваю я эти квесты одинаково, т.к. проходить было интересно каждый из них, они имеют +- одинаковый возраст и отлично передают атмосферу дикого запада.
Ещё я не отметил в обзорах Сервис и, если бы он шёл в учёт, то + за сервис я бы отдал "Квест Зону".
Итог вышел 2:2 по ировым моментам, а уже на какой квест лучше идти, пусть решает каждый игрок для себя самостоятельно.
Со своей стороны я провёл танец на нюансах, которые, скорее всего, не замечаются игроками, и постарался максимально разобрать оба "Вестерна". Надеюсь, Вам понравилось. Сходите на оба!
"Пинкертону" и "Квест Зону" я хочу сказать большое спасибо. Желаю увидеть ещё больше интересных проектов от этих ребят, а если ещё и тематика будет одинаковая, то снова можно будет устроить битву титанов:)
Вестерн: Однажды в Аризоне VS Дикий Запад: Золотая Лихорадка (часть 1)
29.07.2023 на квест Вестерн: Однажды в Аризоне (Минск)Пора делать из Рецензий целое шоу!
Сегодня мы не просто сделаем обзор на Квест, но и сравним 2 Вестерн-квеста от организаторов Пинкертон и Квест Зон.
Сравнение будет происходить по ключевым игровым особенностям без учёта сервиса и расположения квестов, но эти пункты я тоже подмечу.
Сразу хочу сказать, что оба квеста являются очень крутыми, поэтому ограничиваться походом только в один из них - не нужно.
Квест от "Пинкертон" является более компактным и имеет меньший размер, но каждая комната сделана очень круто. Деревянное оформление, удобная барная стойка, место для Танцев и старинный Джук-Бокс (музыкальный автомат), который смотрится прекрасно, но немного не вписывается во время. Остальные комнаты выглядят чуть-чуть скормнее, по сравнению с Салуном, но и по сюжету являются чем-то подсобным, поэтому вписано вполне неплохо.
1-ая половина квеста - набор различных головоломок, связанных с предметами интерьера или предметами, которые находятся в квесте.
2-ая половина квеста - более сюжетная и логичная с точки зрения механико-нарративной части. Появляются аудио вставки и даже появление персонажей. (не актёры, а эффект присутствия)
В связи с этим, вторая половина квеста ощущается более целостно и бодро.
Во второй половине квеста уже добавляется задор, поскольку квест начинает казаться более живым. Сложность задач при этом становится меньше, т.е. упор смещается с решения на повествование. В связи с этим концовка кажется более драйвовой.
Вывод ищите в Рецензии к квесту "Дикий Запад: Золотая Лихорадка". Там будет общий вывод со сравнением.
Алан Пинкертон связан с Массонами? Простите, а какого ху....
29.07.2023 на квест Братство масонов (Минск)Рейд на квесты "Пинкертона" продолжается. Последним стали "Братство Массонов" и он, как оказалось, понравился меньше всего, поэтому обзор будет кратким.
В самой организации есть локеры для вещей, вешалки для одежды, вода и места для посидеть, где Вы можете подождать администратора и послушать базовые правила. Туалет имеется. Общий для остальных офисов на первом этаже.
Некоторые задачи были очень интересными, некоторые непонятны совсем и приходилось долго ломать голову, т.к. подсказки мы не берём.
Если не упарываться в прохождение без подсказок, то для старта и новичков будет отличное знакомство с данным типом развлечений. Более опытных игоков, конечно же, данный квест не удивит, но пройти его в коллекцию в можно порекомендовать. Особенно, если на всей остальной классике в городе уже побывали.
Лев, Колдунья и Волшебный затуп в первой же комнате.
29.07.2023 на квест Нарния (Минск)А как это так получилось, что я не написал рецензию на некогда лучшую сказку Минска? Исправляемся:
Кувалда в первую очередь ориентируется на проведении комплексных праздников с ориентацией на молодую и детскую аудиторию, поэтому сервис - один из столбов их работы.
Всегда вежливые и дружелюбные администраторы. Большой спектр дополнительных услуг в виде игровых комнат и большого пространства. Инстаграм Кувалды пестрит клёвыми выносами тортов и кадрами с того, как дети и взрослые отлично там проводят время.
Это всё формирует хороший образ развлекательного заведения.
Рассказ правил и брифинг проходит в отдельной комнате, где игроки очень комфортно располагаются. В общем - очень круто!
Каждая комната олицетворяет какую-нибудь локацию из фильма. В некоторых есть свои клёвые эффекты, дающие + к атмосфере.
Сделано всё в большей степени из хороших материалов. На ощупь всё качественное и натуральное.
Уже все остальные персонажи, хоть и по скрипту, но реагируют на наши действия.
Хотелось бы что-нибудь добавить. Но сложно.
Наверное аргументирую оценку 9 в рецензии.
9 была поставлена не из-за каких-то плохих моментов в Сервисе или квесте. Всё прекрасно.
9 была поставлена из-за "Хоббита". При всех остальных равных, "Хоббит" всё же сильно впереди "Нарнии" находится, а делать разрыв больше, понижая оценку "Нарнии" до 8 или 7 - неуважение к этому Квесту.
К сожалению у нас сейчас есть большой разрыв в квестах в индустрии, который не отражён в числовом эквиваленте. И именно поэтому, чтобы указать разницу между двумя квестами-братьями, я снизил оценку "Нарнии", но это не обозначает, что не нужно идти.
Нужно. И на "Нарнию", и на "Хоббита".
Шерлоку Холмсу изрядно поплохело
29.07.2023 на квест Вий (Минск)Закрываю серия ностальгических рецензий бывших организаций, к которым я был причастен.
Карла маркса 8, подъезд 5 - бывшее сердце "Взаперти", которое располагало на своей территории такие квесты как “Кошмары Мари”, “Пиратская история” (квест с которого в целом я и начинал работу в индустрии) и “Шерлок Холмс”. Спускаясь в уже новое заведение, "Ейфорию", пробирают ностальгические чувства. Ребята оставили наши рисунки на лестнице и поэтому заходил к ним с чувством возвращения домой.
Ну и конечно далее пробирает немножечко боль, т.к. Лаунж полностью переделан, 3 квеста полностью снесены. Остались только 2 комнаты "Пиратской истории" и 1 комната "Кошмаров Мари", которые выступали на тот момент в роли склада стройматериалов, а на месте "Шерлока" и третьей комнаты "Пиратской Истории" уже располагается новый квест, о котором сейчас и поговорим:
Отдельный вход, собственный. Большая лаундж зона, в которой можно заварить себе чай. Там же проходит брифинг. Туалет в самом заведении. Бегать никуда не надо. Всё очень удобно.
По сравнению со "Взаперти" хочу отметить, что Лаундж стал более просторный, но у нас лаундж Должен был вмещать 2-3 команды в параллель, а тут одна на 1 квест и поэтому ощущается супер комфортно. Под верхнюю одежду сделали отдельную гардеробную, где ранее у нас находилась админка, что также приятно. Ремонт в туалете порадовал. Наш был организован хуже.
Встречает Вас классический Администратор. Приветливый, всё расскажет, всё покажет, введёт Вас игру. В целом сервис комплексно образцовый.
Первая комната выполнена в хорошем стиле дерева и задаёт тон, но следующие комнаты выглядят намного проще первой. В последней комнате есть вопрос с освещением. Его маловато и поэтому надо очень всматриваться в элементы.
Сначала - интереса, т.к. новый квест, интересно что построили именно в этом месте.
Вторая - непонимания. Поскольку логика очень притянутая друг к другу и квест больше головоломный, чем повествовательный, то уловить что за чем идёт было сложновато.
Третья - усталось. Когда весь квест ломаешь голову, то под конец изрядно устаёшь.
Ну и конечно же ностальгические чувства, вызванные как помещением, так и состоянием квеста.
Отдельное, что меня порадовало. Да и я думаю многих сотрудников квестов бы порадовало, т.к очень смешная ситуация, с которой раньше встречались кажется во всех квестах.
Есть дверь входная - запуск в квест. Есть дверь выходная - через которую надо выходить.
И она видно не замагнитилась (либо забыли замагнитить).
Заходя в последнюю локацию и осматривая всё, я нахожу дверь, которая открывается. За ней - штора.
Я, заинтересованный игрок, открываю дверь, иду в штору, оказываюсь в лаундж зоне и в этот момент на меня бежит администратор со словами “Возвращайтесь, ещё не время выходить”.
Меня тогда, конечно на смех пробрало знатно. Это прямо карикатура с моментов игровой текучки, где забываешь что-то проверить, а потом такой “Чёрт. Забыл замагнитить ………”.
Квест конечно вне рынка. Слишком стар, но имеет хороший Сервис.
Подойдёт наверное больше ностальгирующим опытным игрокам и сотрудникам, чтобы потешить воспоминания. Новых игроков скорее всего заманит ценой, т.к. стоимость очень приятная.
После этого квеста Трамп и решил построить стену
29.07.2023 на квест Картель. Крах империи Эскобара (Минск)Как-то очень долго собирались сходить на этот квест. Всё собирались и собирались. Всё хотели и хотели. И вот наконец добрались. Каких-то ожиданий у меня не было, т.к. не являюсь фанатом "Олдмауса", да и квест изначально принадлежал другому организатору.
Забегу немного вперёд: игра нам очень понравилась. А теперь по порядку:
Администратор встречает игроков в образе, поэтому будет немного хмур и груб. Я не сторонник встречи в образе с порога, но многим игрокам заходит, так что имеет место быть.
Несмотря на образ, Администратор проведёт вас по всем необходимым предыгровым пунктам: уборная, ознакомление с правилами, подписание правил, подготовка к игре. Для личных и ценных вещей есть отдельный шкаф, который закрывается на ключ, что крайне приятно.
Локация часто пытается создать ощущение, будто вы находитесь на улочках Мексики. Этому помогает очень высокий потолок. Конкретно в ощущении улицы мне не хватило СаундДизайна.
Хотелось бы, чтобы в комнатах, которые якобы олицетворяют улицу был какой-нибудь фоновый шум города: проезжающие машины, голоса других людей, чтобы что-то происходило (сигналы, музыка уличных музыкантов и прочее).
Количество комнат большое, но не все связаны логичными переходами. Это в целом общая квестовая проблема, поэтому останавливаться на ней долго не будет. Из-за высоких потолков присутствуют перепады высот в виде вторых этажей и подвальных помещений.
Ощущается очень круто.
Отдельно хочу отметить, что улочки Мексики получились ЧИСТЫМИ. Организатор не додумался воссоздать неблагополучный район с помощью хлама, за что отдельный респект.
Ну и конечно же задачи на взаимодействие с персонажами имеются.
По части импровизации тут всё слишком хорошо. Мы в какой-то момент просто потеряли нитку взаимодействия с отдельными персонажами и начали очень весело учить их русским матюкам.
Было весело.
Скорее всего следующее не будет являться спойлером: Количество персонала ограничено, а Персонажей в игре очень много и все разные. Нам в целом понятно, что актёры переодеваются под разные образы и перевоплощаются. Это очень круто выглядит и очень профессионально.
Игра выглядит из-за этого крайне живой и насыщенной.
Как итог: В альтернативной Мексике я - Рашн Беар.
Я научил одного Мексиканца русским матюкам. Надеюсь, они ему помогут по жизни.
Мы пробежались по улицам Мексики и почти что провалили задание (бары это плохо).
Если думаете, что перфоманс это только про страх, то Вам нужно на этот квест. В целом подобных квестов, с юмором или боевиком, но красивой и вписанной актёрской игрой, нужно больше на нашем рынке.
Результат эксперимента - появление в штанах экскрементов (Если что, то у товарища. Он пугался. Я - нет :) )
03.07.2023 на квест Эксперимент (Минск)В свете недавных событий, перестаёшь верить в квесты перфомансы. Уже начинаешь думать, что все игры будут в диапазоне от “шокерный балахонщик в темноте” до “бегите, я еб****ая в платье”, и путь развития полноценного перфоманса оставят только единицам.
Но тут подоспело подкрепление. Оттуда, откуда в целом лично я и не ждал. Квест "Эксперимент".
Это так квест называется, эксперименты над квестовым форматом никто не проводил. Разве что, если создание годной игры на нашем рынке не является тем самим экспериментом, чтобы увидеть реакцию на данный опыт других живых существ и потом сделать самый важный вывод - делать хорошо или всё же клепать парашу, ведь сожрут?
Результат убил (надеюсь, что некоторых конкурентов буквально), ведь игра реально хороша и этим словом весь проект не описать. А что нам позволит описать проект? Полноценный разбор! Погнали:
В целом, всё довольно чистое. Во время игры не нашёл для себя элементов, до которых было бы неприятно дотрагиваться. Везде, где можно было бы испачкать руки, в зоне досягаемости находятся резиновые перчатки, которые сюжетно просят применить по назначению. Проигнорировал и испачкал руки - сам дурак. Приятным бонусом было, что пришёл чистым и ушёл чистым (либо меня научили прошлые шедевры квестостроения, как в квесты надо играть).
Если опираться на мой крайний обзор перфоманса - камеры есть, саунд-дизайн есть, игра светом и звуком есть (вот уж не думал, что доживём до такого, что такие вещи начнём помечать как что-то хорошее)
Единственное НО: мы прошли игру быстро (около 30-35минут), но мне кажется это сценарный недочёт. Сюжет стремительно развивается именно с последним 10% сюжета и именно на этом моменте достигает пика, т.е. буквально, когда мы находились на пике, игра обрывается. Реакцией на это было желание продолжения, ведь “ты заряжен куда-то идти”, "что-то начало развиваться", но оказывается, что это очень эмоциональная развязка. Я очень надеюсь, что ребята это дело чуть-чуть допродлят, чтобы таким моментом можно было насладиться.
Также отдельно могу отметить, что игроков большую часть игру ведут. Из-за этого нет чувства самостоятельности. Хоть это и логичное действие, потому что мы мимокрокодильнулись в события, которые тут происходят и нас направляет более опытный и знающий человек в этих делах (персонаж), но от этого исчезает чувство главного героя и двигателя сюжета.
1. Смена обстановок - читаешь описание - одни ожидания от сюжета. Приезжаешь и заходишь в квест - другая обстановка. Квест начинается - непонимание того, как вообще это начало может выкрутиться в то, что мы видим в фото и названии квеста. Немного проходишь и - “ах твою же мать”.
2. Киношность - Вот игра реально ощущается киношной. Я пока не определил для себя почему именно получился такой эффект. Скорее всего из-за количества диалоговой части. Ты будто находишься в вечной кат сцене, где тебе время от времени просят что-то сделать. В мире компьютерных игр такой жанр называется интерактивным кином. И вот да. Ты постоянно в диалогах, ты постоянно в наблюдении каких-то картин. Нас было двое и поэтому кто-то являлся свидетелем действий второго игрока. Это довольно интересное чувство, которое позволило хорошо погрузиться в эту игру.
А вообще я для себя нашёл много прикольных отсылок, которые, как мы выяснили после игры, изначально даже не закладывали. Так совпало, но они есть и они прикольные, поэтому сюжету ставлю такую же твёрдую оценку, как и всей игре.
Дополнительно мне даже добавить нечего. Если кратко - было круто, хотелось больше.
Ребятам организаторам большое спасибо. Я на "Заводе" не был, но сейчас даже захотелось на него сходить, хоть и говорят, что на фоне "Эксперимента" может ощущаться, как не то пальто. А я думаю, что такой эксперимент для себя я проведу и обязательно схожу на первую игру организатора.
Ребятам из "AHP", в свою очередь, желаю дальнейшего процветания и ещё больше крутых проектов. Ещё раз спасибо!
У меня есть 3 огромных дракона! Я полечу в Народный рейтин Экстрареалити и раз***у их!
27.06.2023 на квест Игра престолов (Минск)Чтобы дойти до написания данной рецензии мне понадобилось:
Перед обзором я бы хотел пробежаться по двум пунктам:
А теперь к “Играм и Престолам, много серий и сезонов….”. Всё как обычно. С полной декомпозицией на кусочки, винтики, болтики, шпунтики:
Встречающая комната для брифа сделана в стиле игры. Там без всяких проблем можно оставить свои вещи, удобно сесть, попить воды. Имеется большое количество реквизита для фотографий. Также там, если я правильно понял и помню, планируется открытия небольшой зоны отдыха, что расширяет границы сервиса конкретно этого квеста. После квеста можно воспользоваться такой услугой. Администраторы, как всегда, вежливы и тактичны. В общем, не зря забирают свои награды за Сервис.
Ещё меня переполняла эмоция восхищения. Понимая, какой труд и как клёво квест реализован, остаётся только восхищаться и кланиться в ноги создателям такого шедевра.
Что же на выходе? Скорее всего игра, которая сядет на Звезду Смерти и посбивает практически все звёзды на следующем Extra Quest Award. Евгений ещё раз получит заслуженные награды, ведь его вклад и труд в развитие индустрии сложно измерить этими кусочками оргстекла, но, я надеюсь, ему приятно ежегодно их получать.
Что хотелось бы именно мне? Наверное хорошего, долгого и конструктивного подскаста с Евгением, если он конечно захочет рассказать про то, что его вдохновляет и кому он продал душу, чтобы делать такие клёвые игры. Это было бы очень интересно и, скорее всего, крайне полезно для индустрии, особенно сейчас. (ЭкстраРебята, ну там это, ну договоритесь с Женей, ну позязя, ну мы как бы ждём всем селом)
В общем на квест надо идти-идти-идти. Не сомневаться, а решительно, как Дейнерис за железным троном, идти бронировать игру.
Где бронироваться? Ну комон, на каком сайте рецензию читаете, на том и бронируйте:)
И отзыв обязательно оставьте. Можете даже в отзыве указать наврал ли Никто в своей рецензии или нет:D
Первый квест после которого я захотел купить ПИВО!
19.06.2023 на квест Чапский. Тайна легендарного мэра (Минск)Городские квесты для меня стали чем-то новым. Никогда ранее я в них не участвовал и этот был первым.
До этого момента, да и до начала игры, я не совсем понима прикола, ведь всегда можно пойти поиграть в тет же Квеструм, а оказывается прикол есть. По крайне мере в этом квесте я его нашёл.
Квест сделан опытными ребятами, которые решили его реализовать под абсолютно новым брендом. Ребят я этих знаю, и они отлично делают нестандартные игры (не квеструмы, чтобы не ломали голову)
Квест исторический. Лично я вообще никогда до этого даже не слышал про Чапского. Либо слышал, но забыл. Однако его лицо скорее всего видел каджый. Он изображён на бутылках пива Король Ян (названо в честь его), а нынешний завод "Аливария" когда-то принадлежал ему. Это не спойлеры к игре, это исторические факты, которые также будут оказаны в записках и заметках.
Вообще квест весь построен из несложных загадок, которые будут доступны для прохождения каждому. В игре присутствуют подсказки, которыми можно спокойно пользоваться, если вы чего-то не знаете.
Мы воспользовались одной подсказкой и одно задание прошли случайно, вбив слово из шутки, которое оказалось верным.
Для квеста был разработан отдельный сайт, который замечательно работает. Вы полнцоенно функционируете с игрой. В целом игра показалась реально интересной из-за интересно написанного текста и клёвого взаимодействия с сайтом.
Что хорошего я заметил для себя?
- Лёгкость заданий - наверноедля первого раза было хорошо, что задания были лёгкими, однако они были слишком лёгкими местами.
- Интересная история и инсторические факты - во время прохождения читаешь реально интересные факты о Минске, в которые даже не веришь, потому что это звучит слишком хорошо.
- Формат - городской квест может реально разбавить Вашу прогулку и сделать её осмысленной. Очень актуально для летнего времени, когда хочется чем-то себя занять и при этом насладиться хорошей погодой.
Что плохого я заметил для себя?
- Неравномерная сложность (именно прогрессия сложности) - первые 3 задания особенно для раскачки были сложнее, чем последующие. Следующие были слишком лёгкими и логичные, а вот первые сложнее. В связи с этим старт струднее, чем основное прохождение.
- Малое количество загадок - в целом в квесте больше ходишь, чем решаешь. Загадок не очень много.
- Тип загадок - ожидал большее количество каких-то шифров или чего-то неочевидного. Как итог задачки для меня были зачастую слишком простыми, но для многих, думаю, в самый раз подойдут.
Советы игрокам перед прохождением квеста:
1. Надо иметь полностью заряженный телефон с интернетом. На месте вы не найдёте ни одного тайника или записки и всё взаимодействие будет вестись исключительно по телефону.
2. Отдохните перед игрой или пользуйтесь самокатом/велосипедом ведь ходить придётся относительно много
3. Покушайте, но не очень плотно. Вам надо будет двигаться, для этого нужна энергия, но чтобы движения были лёгкими и не затрудняли вас, не наедайтесь:)
Как итог, я был крайне приятно удивлён. На игру потратили 3 часа. Прошли 7 километров. 4,5 тысячи шагов. Прохождения квеста было довольно фановым.
На контрльных точках решаете задание. Между контрольными точками читаете новоый открывшийся исторический факт и обсуждаете его. Было интересно)
Повесть о Петре, что столицу покорить попытался от Kyba.by (не получилось)
17.06.2023 на квест Поместье - повесть Петра (Минск)Ха-ха я писал конструктивный обзор с разбором минут 50 и случайно всё стёр. Попытка вторая.
На самом деле сложно формулировать свои мысли второй раз, т.к. было много написано. Я сейчас нахожусь в полном офигевании, что придётся всё переписывать, поэтому многие моменты наверное попробую сократить. Экстра, солнышки, ну куда 1 балл давать за рецензии, ну алло?
А теперь по квесту. Внимание: ШОК КОНТЕНТ
Проклятье Монашки оказалось лучше. Монашка - квест про кринж, который ты видишь и тебе аж смешно. Настолько плохо, что истерический смех появляется.
Петя - криж, который вызывает апатию. Во время обзора буду подсвечивать моменты, но основный ТОП квестовых моветонов отдельно выпишу в конце обзора.
На самом деле, перед тем, как начать писать отзыв и рецензию я посмотрел отзывы и рецензии других игроков. Складывается ощущение, что я побывал совсем у другого организатора и на другой игре. Почему такие высокие оценки? Почему люди пишут о том, чего днём с огнём и с лупой не сыщешь в той или иной игре? Это даже не вопрос к Петру. Это встречается на многих квестах.
Что же по Пете? Сейчас разберём.
Есть такой человек в квестовом мире, как Евгений Ощепков. Евгений - создатель питерской сети квестов iLocked (франчайзинг которых был и в Минске до 2020 года), научно-развлекательного парка Genium Park, праздничного агентства Fun Market. Человек с большим коммерческим опытом и большими проектами.
Так вот в одном из давних интервью Евгений сказал, что Сервис в квестах начинается с выбора локации. То, насколько быстро и легко добраться до вашей организации - уже определяет его качество.
Я частично был согласен с его высказыванием. Всегда лучше, когда квест расположен вдоль линии метро или с удобным транспортным сообщением, но при этом я понимаю, что в центре Минске не достать такого помещения.
Однако 40 минут на личном транспорте или 1,5 часа на общественном (из которых 20 минут пешком по каким-то лесам) - это слишком долго для такого квеста. На дорогу уходит минимум двое больше времени, чем на игру, которая того абсолютно не стоит.
На этом можно по сервису закончить, т.к. там под гребёнку половину квестов можно взять.
Тем не менее нас встречают:
а. Откровенный мусор на локациях
б. Абсолютно голые помещения
в. “Темнота - друг квестоделов. В темноте не видно, что не доделано”.
Вырвиглазная темнота абсолютно убивает какой-либо кайф от игры. Будто оказался в Лабиринте Страха Астрал (не путать с одноимённым квестом от Квест Хаус), помноженным на 3 этажа.
Первая комната максимально светлая и встречает игроков лютым обилием хлама. Просто мусор, который по какой-то причине не вынесли. На стенке неаккуратно баллончиком написано Kyba by, чтобы мы не забыли где мы находимся. Я на самом деле люблю отсылки на организатора в игре, но не когда они сделаны ВОТ ТАК.
Вообще в описании локации и комнат можно просто скопировать половину описания из Проклятья Монахини. Грязь, пыль, стеллажи со стеклом. Всё имеется.
Добавьте ещё лестницы в большом количестве и получится пушка бомба по уничтожению игроков. Да, организатор предупреждает, что бегать по лестницам нельзя, но, ориентируясь на широкую аудиторию, надеется, что какую-нибудь из команд не возьмёт паничка в полной темноте с постоянным преследованием - слишком оптимистично. Короче до первого трупа.
80% игры проходит в кромешной темноте. Игрокам не выдают фонарик. Выводы делайте сами.
При этом задача на Выполни условие не имеет адекватного отклика выполнения. К этой задаче и к комнате, в которой, она находится вернёмся в конце обзора. Там есть про что поговорить с точки зрения безопасности.
Остальное максимально примитивное.
Звуковое сопровождения в играх, которые делают упор на погружение - обязательная вещь. Грамотный Саунд Дизайн может усилить погружение в несколько раз и это такая же объёмная и важная работа, как создание декораций. Куба шедеврально забили что на первое, что на второе. Отсутствие звука в игре ≠ Реалистичность.
Из-за отсутствия звука слышны передвижения актёров, что я больше раскрою в следующем пункте.
Камеры - это в первую очередь защита организатора. Любое ЧС на квесте по вине Игроков и вы снимаете с себя ответственность предоставлением видеозаписи.
Не говоря уже про то, что в 2023 году администратор на камерах выполняет функцию дирижёра спектакля. Он смотри за игроками, следит за актёрами, следит за достижением игроками триггерных точек (у нас также были косяки на этом). Он ведёт игру и актёры действуют по команде “зрячего” человека, а не на своё “мне показалось” и “мне послышалось”. Это положительно сказывается на игре в 100 из 100 случаев.
Актёры, а точнее их персонажи - клише, пришедший из 2015. “Чудик в балахоне”, который пытается на тебя выпрыгнуть в темноте, за что-то взять, куда-то утащить - уже даже работой аниматора не назовёшь. Индустрия давно ушла вперёд, только ребятам с периферии забыли об этом сообщить.
Ладно, если бы подход был хреновый. Указанные проблемы в пункте Технологичность, выводят это до абсолютно плохого уровня. Любое появление актёра - ожидаемое. Актёры не маленькие мышки. Их слышно. Это не страшно. Это кринжатина.
Любые сцены с появлением - затянуты. Прямо как в видео Алекса Гуфовского: “Ещё пара секунд и станет неловко. Ещё пара секунд и станет крипово”.
Эти троганья где попало и крики, рычания, кряхчения, звуки отхаркивания прямо в лицо или на ухо - не страшная игра актёров, а безвкусный подход к прописыванию персонажей.
Единственное, что можно похвалить - замечательный акробатический трюк, который вызывает безусловный ВАУ эффект. Такого вы в других играх точно не найдёте.
Администратор проявил железную выдержку. Мы с командой легонько, но в негативной манере обсуждали квест. В ответ никакой негативной реакции не было.
Отдельно хочу отметить, что администратору было бы неплохо сделать образ. Встреча игроков с повседневке со словами, я расследую это дело и я детектив - выглядит крайне нелепо.
Обычная история, которая также заезжена, как и Психбольницы, Маньяки, Девочки в платьях.
Грусть да и только. Нарративной составляющей - рассказ администратора, 2 листика.
Итог (от квеста): Получилось ли Пете стать столичным пацаном? Едва ли.
Игра абсолютно вне рамок рынка, ни по качеству игры, ни по качеству подходов к созданию.
Большая локация? Какой в ней смысл. Она не обставлена крутыми декорациями, ты её не видишь и не чувствуешь, т.к. находишься в полной темноте. Это грустно, ведь по промо-фото выглядит как что-то хорошее.
В остальном игра - проходняк из прошлого. Тратить столько времени и денег на дорогу, чтобы что?
Чтобы в темноте в обнимку походить? Лично я не вижу смысла. Цена высокая. За эти деньги можно взять любой квест из топ 6 рейтинга и отлично провести время.
Отдельно достойно упоминания (ТОП):
Гугл запросы для ознакомления:
1. Девочки сгорели в Квесте в Польше.
2. Парень получил ожоги в квесте.
3. Девушки получили ожоги в квесте.
Каждый пусть почитает. В квесте нет пожарной сигнализации. В квесте нет камер, чтобы быстро отреагировать на какой-либо казус связанный с огнём. В квесте темно из него физически трудно выбраться. Вы там нормально с головой дружите?
Угол рядом с источником открытого огня - сухая листва, страницы на столе, ткань на столе, ковёр на полу, ткань на потолке за которой спрятана дым машина и далеко не все жидкости для дым машины имеют эффект не воспламеняться.
В квесте много деревянных лестниц, ткани на стенках.
Так ещё и взаимодействие с огнём: взять палочку, поджечь свечки, выставить эти свечки на пол.
Помещение изначально задымлено. В нём можно угареть по факту входа.
Пока наши Минские квеструмы время от времени приходят проверять на требования пожарной безопасности, кто-то позволяет себе вытворять какую-то абсолютную дичь.
Такого проявления наплевательского отношения к вопросу безопасности я не ожидал.
Итог в целом об организаторе: Мне не ясен такой хайп вокруг Кубы. Большая часть игроков прямо молится на них, хотя игры организатора абсолютно постные и отсталые во многих планах.
Если на игроков так сказывается наличие большого количества пустой квадратуры в квесте - то это очень печально для индустрии в целом. Как я говорил ранее - ходите на нормальные игры.
Хоббит, Игра Престолов, Междустенье, Кошкодёр, Астрал, Заклятье. Есть куда сходить за такую стоимость.
Профилакторий - большая заброшка, по которой ты бегаешь по 10 запискам в темноте и тебя пугают.
Петя - большой недострой, в котором есть подобие задач, но в основном ходишь медленно в темноте и тебя пугают.
Пугают что тут, что там - крайне хреново. Даже Ящик Пандоры с этой задачей справляется в разы лучше.
Наплевательское отношение оргов к вопросу безопасности, огонь, шокеры, задымление - это просто что-то из разряда фантастики. По-хорошему сделать донос в МЧС, но я очень боюсь, что это комом негативно проедет по хорошим играм нашего рынка.
Кубе могу пожелать только прокачаться в своём деле или позвать профессионалов, которые смогут дать хорошую оценку и рекомендации, а также составят более или менее нормальную игру с сюжетом и внутриигровыми механиками. Почитайте про геймдизайн, про игровую психологию, походите к конкурентам для оценки решений и реализуйте их у себя. Пока что выглядит крайне плохо.
Просил же строителей разумно использовать пространство... Зачем между стен такие зазоры оставили?
11.06.2023 на квест Междустенье (Минск)Кто бы мог ожидать, что у ребят так быстро откроется уже 4-ый проект, который никто не ожидал? Точнее, где-то ходили слухи о намерениях, но ни анонсов, ни инсайдов - тишина.
И вот на день рождения "Кошкодёра" (он уже взрослый, ему целый годик), ребята из "Sonder 61" делают подарок своим фанатам, себе и всем любителям страшных игр в виде нового проекта.
А что за проект? Давайте разбираться вместе!
В плане переходов и комнат - комнат достаточно, хоть и ощущается, что их меньше, чем в предыдущих проектах. Переходы интересные появились, но пока что скептически на них можно посмотреть с точки зрения безопасности, если учитывать, что это всё же страшная и довольно экшоновая игра.
Так или иначе, на игре это не сказалось в отрицательную сторону. Из-за механик с актёрами - эмоции зашкаливают. Актёры играют хорошо, как и в предыдущих проектах.
Наверное для себя отмечу, что мне в образах актёров режет слух их описание. Описание персонажей относит нас к некоему средневековью, образы - напоминают постапокалипсис.
Банально не сходится воображаемая картинка с увиденным, но в данном случае это моя проблема. Как говорится “Ваши ожидания - ваши проблемы”.
В моём прохождении Проводником в другое измерение являлся старый, добрый и хорошо известный Никита, который у меня напрямую ассоциируется с тем классическим составом Sonder 61. Был рад увидеть его в работе снова.
По общению с ребятами, пока что понятно, что Юру в качестве проводника нового проекта мы не увидим, однако из-за разницы в стилях ведения, было б интересно посмотреть на альтернативную версию данного персонажа.
Подвести итоги что ли? Очередной Артхаус проект. Очередное бесформенное потустороннее пространство, в котором Вы - лишь гость. Вас там никто не ждал. Вас там никто не хотел видеть. Вы сами пришли в это измерение. Вы сами подписались под тем, что Вас там ждёт.
Кто-то может сказать “Господи, да сколько можно?! Одна концепция и всё по кругу!”
И да, и нет. И вроде что-то знакомое. Но вроде уже и механики другие. И ощущается по другому.
А вообще, если кому-то надоел “однообразный” Сондер, то для Вас всегда есть "неоднообразные" сюжеты про девочек в платьицах. Вас там ждёт очередная “авторская” история про проклятье или мучительную смерть, поэтому бегом туда, ведь там инновации, гениальные сюжеты и новейшая концепция, которая не меняется с 2015-го года. (А ведь реально тогда это был некст ген)
А мы будем наслаждаться новыми, ни на что непохожими (может только на самих себя) проектами от нашей любимой звёздной команды!
Йо-хо-хо и бутылка куда-то потерялась....
13.12.2022 на квест Завещание Флинта (Минск)На самом деле сложно писать рецензии на живые квесты очень сложно. Даже после разбора игры остаётся много мелких деталей, которые ты не видишь. Всё зависит от множества факторов, а главными из них являются Ведущий и Игроки.
Мне повезло и большая часть игроков были с головой вовлечены в процесс, принимали активное участие и выполняли свои задачи. Некоторые просто были наблюдателями. Во время игры забыл вообще, что они есть.
Роль мне досталась не самая интересная. Хотя возможно, я её просто не понял полностью. Я даже не мог полностью осознать свои цели и придумать план для их достижения (тут скорее я не догонял, цели были написаны понятно и чётко). Мне казалось, что выполнение каждой задачи скорее удача, чем хорошо проработанный план, поэтому закрыть хотя бы часть из них мне удалось с трудом.
Кстати в игре был момент, что одна игровая механика полностью убивает мою цель. По факту тут от тебя ничего не зависит. Другой игрок может просто на тебя повесить это “свойство” и всё. Сопротивляться ему или добыть противоядие у тебя нет возможности. Самое главное, что даже сам момент использования на тебе этой механики не понятен.
Мне также не понравилась система дуэлей. У тебя тут вроде как живой квест и атмосфера это главное, но дуэль на "камень-ножницы-бумага" выглядит очень детско и нелепо. Тут было бы неплохо придумать какую-нибудь альтернативу этому действию, чтобы не страдала атмосфера.
Отдельный ЛАЙКУСИК я ставлю за музыкальное сопровождение. Каждую нотку в играющих композициях я отлично знаю, т.к. все они были взяты из моей любимой игры: "Корсары 2: Пираты Карибского Моря". Было очень приятно играть под знакомое музыкальное сопровождение.
В целом игрой остался доволен. Процесс был интересен, концовка и некоторые события (то как было обыграно ведущей) немного подкачало, но в общем плане всё довольно хорошо.
P.S. Я устал играть за каких-то около плохишей:(
ПЫЛЬНО!
03.12.2022 на квест Проклятие монахини (Минск)Только в прошлой рецензии я писал про то, как плохо всё складывается на рынке квестов-перфомансов и каким перспективным на общем фоне выглядит квест “Приют” от Квестеза, как выходит “Проклятье монахини” уже от другого организатора. Выходит стремительно, как жидкий стул. По результату не сильно от него отличается. Я наверное никогда не писал столько плохого ни про один квест и, с профессиональной точки зрения, старался в любом проекте найти сильную сторону. Тут же сильной стороной может быть только появление крыс и тараканов. А теперь подробнее:
Комнат достаточно, что определённо плюс, но каждая омрачена крайне скудным интерьером. Качество интерьера - что отбили у бомжей на свалке. Скамейки какие-то сбитые не пойми из чего, плесневелые кровати, откровенный мусор и вишенкой на торте - бабушкины стеллажи со стеклянными дверцами. Правильно! Чтоб уже если разбилось, то у игроков не было б шансов не порезаться.
ПЫЛЬНО! - это девиз сегодняшней игры. Так засрать локацию несколькими играми физически невозможно, а значит у меня есть 2 варианта: в квесте не было уборки после “стройки” ИЛИ в квесте не протирался интерьер и реквизит после того, как он героически был отбит у бомжей. Придерживаюсь той версии, где не было сил убирать после стройки, так как героически воевали с бомжами за элементы будущего шедевра квестостроения.
Сам персонал - хамы редкостные. Поэтому я решил не мягчить с рецензией. Настолько не способные воспринимать критику по своему детищу, что просто послали нас нахрен. Причём мы говорили культурным языком, без поливания, научными гейм-дизайнерскими терминами. И вроде ну обосрался ты с проектом, но послушай ты ребят опытных, которые и в квесты играми, и квесты строили. Ты же без опыта и по твоему квесту видно, что есть проблемы. Пользуйся бесплатными советами, но им не надо.
Заключение даже нет смысла говорить. Тут не знаешь, чего больше люди будут жалеть. Времени, или денег, или времени и денег. Если Вам покажется, что большой лист с описанием квеста-перфоманса Вы уже где-то видели, то я готов Вам помочь.
Слово в слово. Вместе со стилистикой. Было скопировано у ребят из QuestHouse. Тут они сделали от души. И переписали, и шрифт подобрали, и аккуратно из описания “QuestHouse” вырезали.
Все силы, дотошность и серьёзность закончились на этом листике. Дальше, а вернее за следующей дверью, будет ждать только кромешный п****ц на минут 60.
На доске, что её закрывает, будет написано “Дальше бога нет” и в это я верю. Ведь если б он там был, то там точно НЕ было б такого квеста.
А если будешь плохо себя вести, то мы отдадим тебя в детдом (с) Вершина воспитательного мастерства
14.11.2022 на квест Приют (Минск)Рынок квестов в Беларуси - страдалец. Рынок - перфомансов - обособленный круг ада на этом рынке. Плодятся страшные квесты перфомансы быстрее хомяков, а по уровню ущербности, такое чувство, соревнуются друг с другом. Будто бы за это медаль дадут. В любом случае в этой гонке, данный квест не находится даже в первой трети, что меня приятно удивило.
Ну что ж. По старой традиции коричневой субстанции накинули на вентилятор, а теперь о квесте:
В комнатах довольно светло. Всё чётко видно, всё можно разглядеть и прочитать.
Переходы нестандартные, но уже не удивляют. Переходить лучше спокойно, чтобы не споткнуться об порожки.
Немного нарратива пытается привнести персонаж, но мы максимум узнаём немного из его прошлого. Понять нашу ситуацию это не помогло.
Что же хочется сказать по итогу? Ребята постарались. У ребят даже получилось то, что не стыдно показать игрокам. Косяки будут всегда, особенно на релизе игры. Надеюсь, что большую часть недочётов они поправят и мы получим в целом достойную игру.