Недавно пересмотрела свои оценки на пройденные квесты и поняла, что я не поставила ни одной десятки. Самая высокая оценка – это 9,7. При этом мой самый низкий балл – это 4,7. Что же это получается, я маленький злобный гном, который жадничает и скупится на хороший балл? Не так все просто! На вкус и цвет фломастеры разные, каждый человек оценивает квесты по-своему. Здесь я расскажу СВОЮ точку зрения.
Начну, пожалуй, с того, что такое в моем представлении максимальный балл. Десять – это невероятно, непревзойденно, потрясающе! Ты выходишь из квеста и понимаешь, что ТАКОЕ вряд ли повторится, не замечаешь ни одной мелочи, которая могла бы подпортить впечатление (вроде заевшего замочка, отваливающихся элементов декора или нелогичных загадок), вот вообще прям ни одной, даже самой малюсенькой. Идеал, на который нужно равняться. Эталон квеста, хранящийся в международном бюро мер, весов и квестов. В квесты я играла только в Минске, так что в моей рейтинговой системе десятка пока не была замечена.
Еще один момент, касающийся десяток. Квесты – это не школа, где почти та же самая десятибалльная система. Во-первых, в школе оценки идут шагом в единицу: 10, 9, 8, 7… При оценивании квестов сайт exrareality.by дает возможность шага в 0,3: 10, 9,7, 9,3, 9,0, что значительно увеличивает количество возможных оценок. Во-вторых, в школе более-менее понятная система ранжирования: есть определенная программа, знать которую и должен ученик. Учеников не нужно сравнивать между собой, весь класс может получить десятки или тройки. Квесты же, я считаю, для того и принимают участие в рейтинге, чтобы их можно было сравнить в первую очередь между собой. Именно поэтому при оценивании нового пройденного квеста я ориентируюсь не только на свои эмоции и впечатления, но и на ранее выставленные оценки.
Итак, каким же должен быть квест, чтобы у него были десятки по всем параметрам? Важно! При размышлениях я не учитываю перфомансы, т.е. квесты, в которых минимальное количество головоломок, много движения и взаимодействия с актером, а сюжет зависит от поведения как команды, так и актера. Тут должна быть ссылка на статью Паши Extrareality, который как раз давно собирается рассказать о разнице между перфомансами и квестами с актером. :)
Загадки. Один из наиболее важных моментов, если не самый важный. Открываем словарь:
quest [kwest]
1.
1) поиск(и)
2) предмет поисков, искомый предмет
3) поиски приключений (в рыцарских романах)
4) сбор пожертвований (в римско-католической церкви)
2.
1) (quest for) искать; производить поиски, разыскивать
2) а) искать дичь (о собаках) б) искать пищу (о животных)
3) собирать пожертвования (в католической церкви)
Ага, поиски, искать. Вспоминаем, что по-другому квесты называются эскейп-румы, от англ. escape-room, т.е. комната, из которой надо выбраться, решая головоломки и загадки. Так что без загадок и головоломок никак! К добротным классическим квестам, в которых много замочков и кодов, я бы отнесла «Артек». Там очень много замочков! И все поддаются логике. Также меня очень впечатлил уже закрывшийся квест «Оригами» - маленькая комнатка, в которой команда из четырех человек решает загадки целых полтора часа. Видимо, за час не справлялись, вот и увеличили время. Не надо никуда совать руки, не надо чего-то бояться – голая логика и сообразительность. Более интересные и необычные загадки, например, как в квесте «Код да Винчи» - это супер. Также мне нравится, когда для отгадки нужна командная работа – здесь в первую очередь хочу отметить «Пилу» от "ilocked", в которой сразу несколько загадок рассчитаны именно на командную работу. Есть загадки на преодоление себя, своих страхов, например, обе «Пилы» от "PilaGame". Замечательно, когда загадки разноплановые и их много, особенно если играет команда из 3 и более человек. В некоторых квестах загадок откровенно не хватает (а вот тут уже без примеров).
Атмосфера. Она же антураж, она же декорации. Сюда же звуковое сопровождение и тщательно замаскированные камеры и пожарные извещатели. Антураж – это внимание к мелочам. Не может в избушке Бабы Яги посреди потолка висеть пожарный извещатель и не могут в царском дворце обои от стен отваливаться (примеры являются вымышленными и любое совпадение с реальностью случайно). Меня, безусловно, впечатлили «Алиса» и «Пинкертон» - как будто попадаешь в другой мир. Я считаю, что так и должно быть, за этим я и иду на квесты. Я любитель мистических квестов, хоть и пугаюсь на них до нервной дрожи в коленках, тут «Сверхъестественное» и «Забвение» мои лидеры. Отдельно хочу отметить погружение в игру – просто мы входим в комнату, или нам завязывают глаза (отдельное спасибо "ilocked" за чистые повязки в индивидуальных упаковках), выдают какой-то реквизит («Крестраж», «Гравитация») или еще что-нибудь (снова «Забвение»). Важно, как мы получаем подсказки и насколько хорошо они слышны.
Сюжет. Он же сценарий. Сюда же динамика. Просто ты ходишь по комнате и разгадываешь загадки или у тебя есть какая-то цель. Привязаны загадки к сюжету или они просто есть. Насколько они вписываются в сюжет и логику. Как говорил один игрок: «если у тебя есть крокодил и банан, то вроде бы понятно, что крокодила бананом нужно накормить, но почему крокодил ест бананы, все равно неясно». Здесь мой безусловный фаворит – «Последний из Оушенов». Мало того, что нужно выбраться из квартиры, так нужно еще и денежки унести, и побольше, побольше! Азарт просто невероятный охватывает! Опять же, в одной комнате все происходит или игровых помещений несколько. Сидит ли команда большую часть времени в одной комнате, застряв на одной загадке, или более равномерно продвигается вперед.
Технологичность. Какие механизмы и приспособления в квесте. Как они работают. Заедающий замок или севшие батарейки – это, однозначно, минус, причем очень большой. Насколько эти технологии обоснованы в квесте. Опять же, мобильник у древнегреческого бога будет выглядеть очень странно.
Обслуживание. Тут все целиком и полностью зависит от администраторов. Возможность забронировать квест онлайн или по телефону, смс с подтверждением или напоминание об игре (желательно не за полчаса до нее), комната ожидания, водичка (особенно летом это актуально), туалет (особенно в страшных квестах), сам администратор. Насколько оперативно оператор реагирует на происходящее в игре, как быстро дает подсказки, как общается после игры.
Вот такие идеи. А как вы оцениваете квесты?
Автор: Green Fairy
А насчет того, что ваши ощущения могут не совпадать с отзывами - так ведь они (ощущения) складываются из множества факторов, таких как: ваш настрой в этот конкретный момент, время ожидания, настроенность на получение эмоций, слаженность командных действий и даже фаза луны)) Для себя сделала простые, но логичные выводы: стоит больше доверять мнению опытных игроков (ибо большинству новичков нравится абсолютно все), и постараться абстрагироваться от общих восторгов (нет ничего хуже обманутых ожиданий).
По поводу администраторов совершенно согласна - они иногда помогают сгладить небольшие шероховатости игры, если таковые имеются. Вот вышел ты с двойственными ощущениями (когда вроде все понравилось, но парочка мелочей несколько озадачила), но, если с тобой приятно пообщались, поинтересовались мнением, устроили фотосет, то по итогу впечатления остаются исключительно положительными.
Абсолютно согласна. Квесты должны оцениваться, ибо перед тем как выбрать на какой идти тщательно сравниваешь по комментариям и оценкам пользователей. И не всегда ощущение после совпадает с мнением других игроков. В квесте должно быть все продумано - и сами загадки, и атмосфера и сюжет (а то иногда думаешь откуда эта вещь и как она вообще тут могла оказаться, опять же - иногда не в тему пожарная сигнализация, провода). Как не странно, но обычно очень нравятся квесты, где хорошие администраторы. Наверное это связано с тем, что когда человек болеет за свой квест - он и старается чтобы все было хорошо. А когда администратор "зарабатывает на хлеб" - то и впечатление остается не очень.