К ребятам из «Questroom» мы приехали вечером, летнее солнце еще светило ярко, но уже не жарило. Минск нежился в прогретом июньском воздухе… Ладно, что-то мы отвлеклись. Этим вечером мы встретились с Сергеем и Дмитрием, организаторами и создателями «Шпион, выйди вон» и «Ва-банк». На момент нашего интервью их новый квест «Восточный экспресс» был на стадии тестирования. Сейчас же эта игровая комната официально открыта и вы можете без проблем забронировать игру в любое удобное для вас время.
А интервью, собственно, вот:
Добрый вечер, давайте знакомиться!
Д: Добрый вечер, меня зовут Дмитрий, я соучредитель данного квеструма.
С: Здравствуйте, я Сергей, и так получилось, что занимаю должность директора.
Очень приятно познакомиться, давайте окунемся немного в историю, и вы расскажете, как появилась идея создания своих квестов.
Д: Сергей у нас арт-воятель, «придумыватель». Еще в конце 2013 года он увидел в блоге Артемия Лебедева, что тот посетил первые на тот момент квесты в Москве и описал свои впечатления. Мы заинтересовались, Сергей даже предложил сделать что-то похожее у нас. Все это было перед Новым 2014 годом. И я сказал: «Ну да, круто». Потом в начале 2014 года, когда интерес людей к ним стал набирать обороты, мы написали ребятам из Москвы. Они пригласили нас к себе, предложили поиграть. Мы изначально планировали работать по франшизе. Приехали, поиграли в один из их квестов, прошли за 59 минут 59 секунд, получилось пройти нестандартно. Нам очень понравилось, и минут 40, пока у нас был перерыв на другой квест, мы, друг друга перебивая, делились своими эмоциями и впечатлениями. Вот тогда и решили, что это круто и надо обязательно делать. Мы достаточно творческие люди, и нам всегда были интересны такого рода развлечения.
В марте-апреле 2014 года мы пообщались по поводу франшизы, в тот момент условия были невыполнимые для Минска.
С: И мы решили сделать сами, хоть было страшно и было непонятно, как эти квесты сделать. На тот момент мы решили не копировать. Мы сразу захотели сделать на шаг выше, потому что понимали, что будет конкуренция и будут те, кто попытается скопировать. И теперешние наши квесты – это попытка прыгнуть на голову выше тех, в которые мы играли тогда в Москве. На данный момент мы понимаем, что все устаревает, это естественный процесс, и мы сами стараемся постоянно обновлять наши комнаты, дополнять их. Первые две комнаты мы строили достаточно долго, начинали мы первыми в Минске, а сделали и запустили примерно третьими-четвертыми. Оказалось, что сняли одно помещение вместе с «Pilagame», и до сих пор поддерживаем с ребятами дружеские отношения. 23 мая мы зарегистрировали наше юридическое лицо.
Нас отличает то, что все наши квесты – это чисто авторский продукт, все наши задачки мы придумали сами, может быть, мы обращались к каким-то старым играм, но брали только самую малость или просто основу идеи.
Д: В итоге, мы очень рады, что не скопировали квесты, потому что в один момент в Минске открылось две больницы, несколько тюрем и поняли, что сделали правильный выбор, хотя было очень заманчиво взять уже готовый продукт.
А играли ли вы в квесты в Минске?
Д: Да, конечно, хочется отметить таких ребят как «GameRoom», «IgraRoom», «Doorz», квест «лето 44-го» понравился нам больше всех остальных. Не уровень загадок, потому что они не сверхсложные, а впечатлил подход к деталям, как это все реализовано с дизайнерской точки зрения. Зрительное удовольствие из-за того, что ты находишь в необычном месте. Наше с Сергеем мнение, что когда ты играешь в квест и попадаешь в него, ты должен получать эстетическое удовлетворение. Чтобы вещи тебе нравились. Это однозначно должен быть не офис, потому что человек весь день просидевший в офисе с большой долей вероятности не захочет попадать вновь в кабинет и еще что-то там разгадывать. Не очень нравятся квесты с окнами, потому что сразу же пропадает антураж и атмосферность. В «Восточном экспрессе», на наш взгляд, удалось передать атмосферу английского поезда начала 20-го века (это и дорогие игровые элементы – аксессуары тех времен, и роскошный интерьер, удивительные механизмы и даже запахи) и, конечно же, атмосферу английского детектива.
Во время игр наверняка были случаи, когда люди вас удивляли, расскажите поподробнее!
Д: Забавляют нестандартные подходы, когда люди понятной только для них логикой проходят квесты, была команда, которая полностью прошла «Ва-банк» таким способом.
С: Еще один забавный случай был, когда к нам пришли поиграть отец с тремя детьми. Одному из них было 16, второму 14, а самому младшему около 8, так вот, все эти взрослые ребята творили непонятно что, а мальчик восьмилетний говорил: «да послушайте вы меня, сделайте по-моему», - и говорил все правильно, логически. И считай, что он прошел квест один, этот мальчик.
А какие моменты вас расстраивают?
Д: Не очень приятно, когда приходят играть незаинтересованные люди, например бывают случаи, когда в одной компании есть экстраверт, человек активный, который понимает, что один он квест не вытянет, и тянет за собой какого-нибудь интроверта, который любит побыть дома, полежать на диване, а тут нужно куда-то идти, а еще и деньги за это платить. И у человека начинается со старта негатив. По таким людям видно, что мы ему должны за то, что он пришел к нам.
С: Были люди, которые заходили в квест и в течение семи минут держали руки в карманах.
Д: Опять же, бывает так, что человек зайдет в квест и в процессе поиска, так сказать, в пылу азарта, применит силу, оторвет, сломает – это нормальная ситуация, мы никогда никому не предъявляем счета за разбитый или сломанный реквизит. Но когда человек намеренно небрежно относится к квесту, ходит по дивану, кидает что-либо, такое мало кому может понравиться.
Что вы думаете про популярность квестов, наблюдается ли у вас сезонность?
Д: Летом посещаемость заметно снизилась. Что касается пика, то надеемся, что он будет осенью. Уже сейчас можно выбрать, во что поиграть.
С: В долгосрочной же перспективе пока сложно о чем-то говорить. Можем взять для примера Москву. Даже там есть огромное количество затухающих квестов. Есть много плохих квестов, которые испортили саму нишу.
Д: Когда в Москве все начиналось, это был эксклюзив. Про квесты было исключительно положительное мнение.
С: Многие комнаты перевели свою работу в круглосуточный режим, потому что не справлялись с потоком людей.
Д: В Минске же все произошло не совсем так.
А что же сделать, чтобы и ваши комнаты работали круглосуточно?
Д: Не знаю, получится ли это вообще. Очень надеемся, что с хорошими квестами мы все-таки выйдем на приличный уровень.
Сейчас у квестов как хорошая, так и плохая репутация из-за неудачных комнат или плохого сервиса. Но это не стало эксклюзивом, как поначалу было в Москве.
Расскажите, пожалуйста, про ваши эксклюзивные квесты, которые выйдут в ближайшем будущем, и про планы в целом.
Д: После разговора с вами мы поедем на наш квест «Восточный экспресс» (тогда еще на стадии тестов, сейчас уже работает в общем режиме – прим. ред.). При открытии комнаты мы утыкаемся в такие моменты, в которые вообще утыкаться не должны были.
«Ящик пандоры» в задумках будет очень крутой и нестандартный квест, необычный, мистический. Сам сюжет будет необычен. Будет много удивляющих штук и wow-эффектов. Открытие планируем к началу осени.
Есть ли у вас мысли по расширению?
Д: Есть предложения открыть франшизу в Европе, были варианты из США, но пока не сложилось.
С: Что касается регионов… не так давно был контакт с одним человеком, но когда он озвучил сумму в 2 тысячи долларов мы поняли, что не готовы так работать. Потому что за эту сумму невозможно сделать качественный продукт.
Д: Деньги нужно вложить не очень большие, но и не маленькие, примерно 10-20 тысяч долларов за один квест.
С: Но не меньше 10 тысяч так точно, это абсолютный минимум.
Д: Просто нужно понимать, что если ты, к примеру, делаешь квест «подводная лодка», то ты должен попадать в атмосферу лодки, а не просто видеть картонный перископ, который сломается через пару игр.
Мы поняли, что вы за качественные комнаты, а что вы думаете будет с индустрией квестов в целом?
Д: Все в руках посетителей. Очень много зависит от экономической ситуации в стране. У нас есть идеи, крутые задумки, но в плане финансов пока не ощущается какой бы то ни было поддержки.
С: На сегодняшний момент больше посещаемость в Европе, в Амстердаме народ ходит. У нас тяжелая ситуация. И непонятно, нужно ли это людям. Но с другой стороны, если сравнить с кино, люди же выбираются посмотреть фильмы. Не хочу сказать, что мы хотим озолотиться на этом, это для нас больше хобби. И мы вкладываем свою душу, потому что все, что у нас есть, мы сделали сами кроме какой-то электроники. Мы очень долго все это делали.
Д: Возможно, вся индустрия достигнет какого-то пика и затухнет. Хотя потенциал у Минска на 2-4 года, на мой взгляд.
С: Однозначно в будущем будет интегрироваться какая-то виртуальная реальность. Будут появляться более сложные технологии.
С одной стороны может показаться, что это простой бизнес, но на самом деле это такой же бизнес, как и все другие, его точно также нужно пихать, толкать и развивать. И это еще новый бизнес, который не имеет какой-то богатой истории. И с этим тоже нужно мириться.
Но мы искренне надеемся, что все получится и нам удастся осуществить все наши задумки.
Спасибо огромное за время, уделенное нам, и пожелайте что-нибудь напоследок!
Открывайте для себя что-нибудь новое и играйте в квесты :)